Старшие группы: Подготовительная к школе логопедическая группа №12
Педагоги группы





Особенности занятий в группе
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического и лексического троя, звукопроизношения, фонематических процессов, связной речи, просодической стороны речи и т.д.).Диагноз «общее недоразвитие речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Работа над устранением тяжелых нарушений речи всегда проводится комплексно, т.е. с привлечением сразу нескольких специалистов. В коррекционном процессе участвует логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, детский психолог, а также невролог, терапевт и педиатр, которые обеспечивают необходимое медицинское сопровождение.
Первый год обучения (старшая группа) предусматривает три периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала.
После двухнедельного обследования логопед приступает к фронтальным, ежедневным индивидуальным и подгрупповым занятиям.
Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа работы, которая учитывает конкретное расстройство и его специфику. С дошкольниками проводятся специальные дидактические и речевые игры, логоритмические упражнения и другие занятия, которые способствуют общему укреплению здоровья, развитию мелкой и общей моторики, которая непосредственно влияет на речевую функцию.
Для детей с ОНР в старшей группе предусмотрены следующие виды занятий:
1. Формирование лексико-грамматических средств языка
2. Связная речь
3. Формирование звукопроизношения
Продолжительность фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий:
для детей 5-го года жизни — не более 20 мин;
для детей 6-го года жизни — не более 25 мин;
На индивидуальных занятиях коррекционная работа ведется по развитию фонематического слуха, который подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения, постановке речевого дыхания, на развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов, формирование слоговой структуры слов, постановка звуков, последующая их автоматизация и дифференциация.
На занятиях детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Учат детей умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (ауи), определять количество произнесенных звуков и их последовательность (какой звук по порядку: первый, второй или третий?). У детей формируют умение делить слова на слоги, проводить специальную работу по звуковому анализу. В процессе занятия логопед пользуется терминами «звук –слог-слово».
Подгрупповые занятия
Логопедические занятия подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
При формировании лексико-грамматических средств языка детей учат вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова, выбирать из двух слов наиболее подходящее к данной ситуации. Формируют умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов они учатся их группировать в практической деятельности. Уточняют значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Особое внимание обращают на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по своему звуковому составу, но разные по значению. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство детей с различными способами словообразования. Знакомят детей со словами-антонимами.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обучение составлению пересказа и описательного рассказа с использованием мнемотаблиц, придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Учитывая возрастные особенности детей и необходимость формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, разнообразные упражнения на развитие внимания и памяти.
Обучающая программа
Образовательный процесс строится на основе адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №20 комбинированного вида" для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника