Кружок «АБВГДейка» по обучению грамоте
Важное место работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе , обогатить речь, внимание и интерес к речи, прививать любовь к чтению, книге.
Основная цель- подготовить детей к осознанному чтению, подготовить без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни.
В программе по обучению грамоте кружка АБВГДейка предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложение как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изученного материала.
Занятие по обучению грамоте строиться на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закреплять работой по развитию речи на основных её уровнях- звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение –связное высказывание.
Буквы изучаются по блокам : гласные, сонорные согласные, звонкие , глухие, шипящие согласные, ь,ъ.
Дети работают и ведут тетради , для печатания и учатся печатать буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.
Учитывая особенности детей шестилетнего возраста соблюдаются некоторые особенности . В проведении образовательной деятельности по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкульт- минуток, их смена; использование игрового материала; включение в занятия игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных фильмов, отдельных иллюстраций , картин.
Знания и умения полученные детьми в процессе занятий по обучению грамоте необходимы для уроков развития речи в школьный период.
Программа занятий
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, которая позволяет удовлетворить запросы родителей дошкольников в интеллектуальном и личностном развитии их детей, а также способствует более успешной адаптации к школьной жизни.
Новизна программы.
Новизна данной программы заключается в том, что при подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма используются более действенные, инновационные формы и методы обучения, такие, например, как наглядное моделирование, информационно-коммуникативные, игровые технологии, методы совместного проектирования. Используя современные формы организации подготовки дошкольников к обучению грамоте, можно сформировать обобщенные, систематизированные знания, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач и тем самым помочь дошкольникам легче перейти на школьную ступень усвоения знаний.
Актуальность.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный
кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
Проблема раннего обучения детей существовала и существует до сих пор. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа педагогически целесообразна, так как, исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, необходима программа дополнительного образования по обучению детей грамоте. Современная школа предъявляет к дошкольнику более высокие требования к усвоению знаний и умений, его интеллектуальным способностям. Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы. Поэтому в настоящее время при подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения.
Основной целью программы является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).
Задачи программы.
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие звукового анализа слов.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
Отличительные особенности.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что при подготовке дошкольников к обучению грамоте используются современные инновационные технологии: наглядное моделирование, интерактивные, информационно-коммуникативные, игровые технологии, проектирование. Принципиально важной стороной здесь является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны педагогов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы -6-7 лет.
Сроки реализации программы-составляет 1 год и рассчитана на 54 занятия.
Формы и режим занятий.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть занятий при работе по данной программе включает закрепление усвоенных ранее знаний и объяснение новой темы. Все занятия проводятся в игровой форме, с использованием занимательных элементов в соответствии с возрастом детей. Практическая работа проводится во второй половине занятия и включает в себя подготовку кисти руки ребенка к письму: штриховка, обведение по точкам, раскрашивание, дорисовывание.В программе заложены принципы постепенности (от простого к сложному). Задачи усложняются в связи с освоением ребёнком предыдущего материала, принцип интеграции и тематического планирования.
Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Ожидаемые результаты
1. Результаты обучения (предметные результаты)
По окончании первого года обучения дошкольники:
- овладевают понятиями: «слово», «слог» «звук», «предложение»,
различают гласные, твердые и мягкие согласные;
правильно ставят ударение в знакомых словах;
отвечают на вопросы по тексту;
складывают звуки в слоги и слова, а слова в предложения;
пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения.
2. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
По окончании первого года обучения у дошкольников будут развиты:
- творческие способности, усидчивость;
- моторика кисти рук для подготовки к письму;
- сформирована мотивация к обучению в школе, потребность в саморазвитии.
3. Результат воспитывающей деятельности
По окончании первого года обучения у детей будут сформированы:
- морально-волевые и нравственные качества,
- активная жизненная позиция.
- желание идти в школу, получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Реализация задач работы отслеживается в ходе педагогического диагностирования. В начале и конце учебного года проводится диагностика уровня подготовленности дошкольников, составляется мониторинг воспитанников. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть проведено в форме беседы, опроса, во время проведения викторин, игр, КВН. В процессе беседы происходит обсуждение новой темы, сравнение различных ответов дошкольников. В конце года готовится открытое занятие в которой участвуют все дошкольники, посещающие занятия.
Оценочные материалы
Оценка системы занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
- Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.
- При работе со слогом обращаем внимание, что следует проговаривать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
- Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
- Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника