Кружок «Детский дизайн» по по художественно эстетическому образованию
. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).
Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
Программа занятий
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А. Сухомлинский
Современный мир всѐ более усложняется. Дети активно осваивают виртуальный мир компьютерных технологий. В недавнем прошлом
взрослыми это только приветствовалось, но сейчас учѐные и педагоги бьют тревогу. У детей наблюдается снижение интереса к окружающему миру, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Существует реальная опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста выходит на первый план, поскольку дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для эстетического и художественного развития.
В настоящее время российское дошкольное образование находится в процессе обновления целей и задач в формировании личности дошкольников. Многолетний опыт педагогов показал, что обучение изобразительной деятельности отводится только роль в формировании изобразительных и технических умений и навыков в разных видах продуктивной деятельности. Не достаточно акцентируется внимание на задачах, направленных на развитие творческих и эстетических способностей дошкольников. Закрепление шаблонов в творчестве ребѐнка представляет для него большую опасность: не развивается творческое воображение ребѐнка, не стимулируется собственный, особенный взгляд, так сказать эстетические переживания в процессе восприятия предметов.
Новая концепция детства в художественном образовании, повышает сегодня ответственность педагога в формировании у детей эстетического отношения к миру. Поскольку, традиционные виды художественной
деятельности, не в полной мере реализовывают задачи творческого развития, многие педагоги ищут новые направления педагогического процесса, с учѐтом склонностей и предпочтения каждого ребѐнка. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, как «детский дизайн».
Актуальность
Актуальность данной разработки в том, что детский дизайн является наиболее благоприятным для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Так как речь идѐт о важном формировании личности на первых этапах его развития.
Творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания и основного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к развитию дошкольников через обучения элементарных
навыков дизайна. Важным периодом для развития творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является
наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Новизна и отличительная особенность
Новизной и отличительной особенностью разработки «Детский дизайн
– как новая форма художественно – эстетического развития ребенка дошкольного возраста» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Детский дизайн доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Практическая значимость
Нетрадиционный подход к предметам и их изображению дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить. Детский дизайн - это ᅬ Pувлекательная, завораживающая деятельность.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Детский дизайн - это настоящая планета творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из опыта работы с детьми по развитию «детского дизайна» стало
понятно, что стандартных способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, детский дизайн даѐт толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учит мыслить нестандартно, развивает речь.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных
технологий. Все занятия носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных разработок, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник.
Роль «детского дизайна» в художественно-эстетическом развитии ребѐнка
Художественный дизайн является эстетическим и функциональным в современном мире. Культура дизайна, как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Сегодня мнение специалистов, является ли дизайн искусством, сходится в том, что дизайн- продукт может быть произведением искусства, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ.
Изучением детского дизайна и внедрением этого направления занимались многие известные педагоги, как за рубежом, так и в нашей стране. Например: на рубеже 15-18 веков поощрялось воспитание детей в
природе (Ж.Ж. русо), их взаимоотношения со средой быта (Я.А. Каменский), особенно приветствовалось самостоятельное изготовление детьми игрушек, вещей (Д.Док).
Вопросы эстетического воспитания детей интересовали многих
специалистов за рубежом (Германия, Англия, Франция, Америка, Италия). Разрабатываются педагогические идеи и методики: сенсорно-дидактическая система «даров» (Ф. Фребель), автодидактические (М. Монтессори).
«Вальдорфская педагогика» Р. Штайнера предлагает воспроизводить знакомые детям образы «природосообразные» предметы обтекаемых форм из естественных материалов, фольклорные мотивы в быту – деревянные игрушки, тряпичные куклы «без лица» (вроде крестьянской куклы –
«оберѐга») с предметами одежды для игр, которые будоражат воображение ребѐнка, побуждая его тем самым думать и творить. Педагоги успешно сочетают на занятиях дизайном изобразительное творчество, конструирование, знакомят детей с новыми материалами и технологиями их использования.
Отечественные просветители считали приоритетной национальную систему воспитания (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова и др.). Много уделяется внимания развитию творческого начала у ребѐнка (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Е.А. Флѐрина). Обсуждалась и важная роль предметной среды.
В отечественной дошкольной педагогике проведены исследования по обучению детей основам дизайн-конструирования и художественному моделированию в предметной среде. (Н.Н. Подьяков, Л.А. Парамонова, Г.Н. Пантелеев и др.). В 60-90-е годы возрождаются детские студии и кружки декоративного дизайн – рукоделия. Появляются авторские программы (И.А. Лыкова, Г.Н. Пантелеев и др.)
Понятие «Детский дизайн» и его виды
Само слово дизайн означает: (англ.desing – проектировать, конструировать). Дизайн – это необычный взгляд на самые вроде бы обычные вещи. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды. Дизайн – это красота + удобство.
Л.С. Выготский говорил: «Творчество –это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаѐт что-либо новое».
Ребѐнку с колыбели присуще образное мышление, восприятие явлений жизни. Малыши живо воспринимают движущиеся объекты,
мобильные конструкции, различные перевѐртыши, качающиеся растения, звери, птицы - всѐ это привлекает внимание детей. Им нравится смотреть на движущиеся игрушки-самоделки снежинки, шары, гирлянды.
Ребѐнок не растѐт в вакууме, он видит красоту мира, приобщается к национальным традициям, к которым взрослые его приобщают, а также опыт семейного воспитания развивают в нѐм образное мышление, воображения.
Продуктивная художественная деятельность ребѐнка уже сама по себе является формой выражения красоты. Ребѐнок с удовольствием рисует, лепит, мастерит всѐ то, что, по его мнению, «красиво».
Элементарные поделки можно рассматривать, как его дизайнерскую деятельность, поскольку ребѐнок пытается уже получить определѐнный результат. Ребѐнок знакомится с разными художественными приѐмами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения: обрыванием, сгибанием, вырезанием, склеиванием и др.
Создание чего-либо своими руками – это универсальное образовательное средство, способное развить личность ребѐнка всесторонне. Даѐт состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства.
Творчество ребѐнка условно можно принять, как предпосылку к дизайну.
Типы и виды детского дизайна Плоскостной(аппликативно- графический) Объёмный(предметно-декоративный) Пространственный(архитектурно-художественный)
Виды деятельности детского дизайна
Художественнаяаранжировка Моделированиеодежды
Декоративно-пространственныйдизайн
Что в этом отношении может дать детям дошкольного возраста дизайн? В содержании понятия как «детский дизайн» Г.Н. Пантелеев[3,
с.23] включает такие понятия как, «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект».
«Дизайн-рукоделие» - это в основном, детское декоративное рукоделие при ограниченных возрастом возможностях дошкольника. Это небольшие украшения-аранжировки, сувениры, одежда для кукол, выполняемые детьми самостоятельно. Такая работа по силам и детям младшего и среднего возраста. В работе с младшими дошкольниками педагог формирует у них эмоциональный отклик на красоту природы, декоративность игрушек, одежды, украшения праздников и развлечений. Развитие старшего дошкольника в среде «дизайн-проекта» рассматривается, как формирование эстетического отношения к окружающему и развития художественных способностей. «Дизайн- проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер. Это по силам уже старшим дошкольникам. Со старшими дошкольниками педагог формирует представления об архитектуре, о творчестве, прикладном искусстве, скульптуре, стимулирует сотворчество со сверстниками и взрослыми в декоративной деятельности, развивает интерес к дизайн-творчеству и использование его результатов в быту, играх.
Г.Н.Пантелев указывает на то, что: «детский дизайн» отвечает фундаментальным педагогическим задачам: во-первых, ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника, во-вторых, стимулирует его творчество, а также формирует
эстетику среды, окружающей ребѐнка, готовит к жизни в социуме.
Цели и задачи разработки
Целью разработки данной темы является обучение детей
дошкольного возраста элементом дизайна старшего дошкольного возраста с целью развития художественно-эстетического восприятия мира в целом. На основе данной цели определены следующие задачи:
изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды. разработать программу по обучению детей элементам дизайна, направленную на развитие художественно-эстетического развития. разработать формы работы взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
организация предметно-развивающей среды художественно- эстетического развития дошкольника.
Содержание методической части
Разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, аппликаций, лепке, художественного конструирования, использования ИКТ, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.
Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста
по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность;
последовательность; доступность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Показатель качества детских работ зависит от:
грамотного методического руководства со стороны взрослых; уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);
степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Основные этапы работы с детьми 1 этап - «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет
кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
- этап - «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и
композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
- этап - «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
Интеграция с другими образовательными областями Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном
возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности.
При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных образовательных стандартов, на базе нашего дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление
«детский дизайн» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:
- Совместная деятельность педагога с детьми
Используются занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя. Индивидуальная работа с детьми: рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровые ситуации, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного
рисунка, наблюдение)
- Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций.
- Взаимодействие с семьѐй:
Все родители строят планы на будущее своего ребѐнка. И, конечно же,
для осуществления задуманного прикладывают все возможные усилия. Но вряд ли понимают, что в этом возрасте у ребѐнка в первую очередь нужно развивать его творческий потенциал, чтобы в итоге правильно сформировалось личность ребѐнка, его «Я». Это сейчас для него намного важнее, чем читать и писать.
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия
с родителями. Изучая дизайн в дошкольном учреждении, важно также, чтобы ребѐнок свой опыт переносил и в свою семью. Это необходимо для соблюдения последовательности в обучении, которое предусматривает последовательное усложнение заданий, а также возможность ребѐнка поверить в свои силы. Дети рассказывают родителям, как они украшали помещение к празднику, сервировали стол, чему научили их воспитатели.
Диалог между родителями и ребѐнком позитивно влияет на семейные отношения. Объединение воспитателей и родителей в совместной работе по приобщению к миру дизайна также способствует расширению сотрудничества семьи и детского сада.
Форма работы с родителями многогранна. Это и специальные консультации, например, «Что такое дизайн?», «Растим маленького дизайнера», «Как развить вкус у ребѐнка?», «Покажите ребѐнку мир» и т.д. Это и презентации и видеоролики на тему: «Наши руки не для скуки»,
«Страна мастеров», «Чудесный ларец» и т.д.
Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Его предметы служат нам
на протяжении долгого времени, а есть такие, которые нам уже не нужны. Их называют бросовым материалом. Вот вам и конкурсы семейного творчества:
«Необычные вещи из обычных материалов», «Крышки-малышки и сказочный мир», «Чудо-бумагаAB0=4» и т.д. можно проводить дни открытых дверей, дружеские посиделки, тематические досуги. Порой родители с неохотой присоединяются, но потом творческая деятельность их захватывает.
В годовой план работы для сотрудничества с родителями, включены следующие формы работы:
Оформление наглядной агитации для родителей Проведение бесед
Консультаций
Родительских собраний, с целью усвоения родителями определѐнных знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов Совместное проведение мероприятий
Совместное творчество родителей и детей Анкетирование
Мастер – класс Семинар
Регулярно организуются тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей
– с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.
Перспективный план работы с родителями. Месяц Формы работы с родителями. сентябрь
- Родительская гостиная.
Тема: «Что такое детский дизайн?»
- Показ презентации на тему: «Покажите мир ребѐнку».
- Консультация «Как развить вкус у ребѐнка». октябрь
- Конкурс для детей и родителей.
«Необычный мир из обычных вещей».
- Презентация на тему: «Наши руки не для скуки».
- Консультация «Растим маленького дизайнера». ноябрь
- Дизайн-вечеринка для родителей и детей. Тема: «Платье из бумаги от кутюр».
- Консультация «Чудо-бумага». декабрь
- Родительское собрание. Тема: «К нам идѐт новый год».
- Консультация: «Дизайнерские украшения своими руками под силу и ребѐнку».
- Слайд-шоу: «Скоро в группе Новый год». Январь
- Видео мастер-класс для родителей «Чудесный ларец».
- Консультации: «Рождество в окно стучится»,
«Подарки своими руками». Февраль
- Родительские посиделки.
На тему: «Крышки малышки и сказочный мир».
- Консультация: «Сказка своими руками»,
«Домашний театр своими руками».
Март
- Чаепитие для мам. «8 марта – праздник мам».
- Консультации: «Как удивить маму – секретные подсказки».
- Презентация на тему: «Готовимся к празднику». Апрель
- Семинар для родителей: «Мир глазами детей».
2.Выставка работ детей: «Город мастеров».
Определение 5.возможности обучения детей элементам дизайна
«Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием «дизайн-деятельности».
Что же могут дети дошкольного возраста, занимаясь дизайном? Что они приобретают? Какие условия для этого необходимы и какова роль педагога и родителей?
Приобщение детей к дизайну благородное, но трудное и длительное дело.
Детский дизайн многообразен в своих проявлениях: дети пробуют себя в рисовании, лепке, изготовлении аппликаций и коллажей, в
конструировании и моделировании, в декоративно-прикладном искусстве. Искусство и педагогика имеют общие методы в решении проблемы личностного подхода в воспитании ребѐнка.
Любуясь пейзажами, явлениями природы, дети собирают с воспитателем материалы на прогулках для будущих работ. Обращают внимание на окружающие их объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают их разнообразие, краски, формы, величины, пропорции. В играх они знакомятся с разнообразными проявлениями дизайна: оформление комнаты для кукол, уголка природы, украшения
полочки «красоты». Они учатся планировать и предвидеть свой результат работы, умело обращаться с материалами и инструментами. У детей появляется желание придумывать новые детали к уже существующим работам.
Работа педагога с детьми строится на системном подходе, что предполагает систему занятий и методических приѐмов. В таком подходе прослеживается последовательность усложнения заданий для детей. От обогащения их художественно-эстетическим опытом восприятия, (чтобы ребѐнок получал яркие, запоминающиеся впечатления) до проведения подготовительных, а затем основных занятий, (чтобы ребѐнок стремился и мог выражать свои впечатления художественно-выразительными средствами, приобретая художественно-эстетический опыт).
Успешность занятий с детьми дизайном во многом зависит также и от осведомлѐнности педагога в вопросах психологии и педагогики
дошкольного детства. «Воспитателю, в известной степени – считал М. Брауншвиг, необходимо иметь душу артиста, заботиться о своѐм собственном художественном образовании.«От обучения к творчеству» - вот девиз педагога, который готов работать в области детского дизайна.
Какие же задачи ставить перед собой педагог в работе с детьми дошкольного возраста в дизайн-деятельности?
Одна из главных задач педагога, не только обнаружить талант у ребѐнка, но и помочь таланту состоятся. Творческие почерки каждого ребѐнка, как и взрослого всегда своеобразны. И это нужно обязательно учитывать педагогу в работе с детьми, выделяя и поддерживая индивидуальные различия. Грамотный подход к детям стимулирует
проявление у них творческих задатков, способностей. Педагог улавливает настроение и желание ребѐнка, бережно охраняет его индивидуальность, самостоятельность, поддерживает ребѐнка добрым словом, взглядом.
Педагог всегда должен помнить, что нельзя предъявлять к детям завышенные требования, перегружая заданиями. Нельзя «улучшать» детские работы без ведома и согласия автора. Нельзя останавливать его работу, предлагая другое задание. Нельзя захваливать или подчѐркивать недостатки ребѐнка. Педагог поддерживает атмосферу доброжелательности, поощряет детей и группу за выполненную работу. Учѐт возрастных особенностей детей в содержании организации образовательного процесса
Данная методическая разработка рассчитана на год обучения (для детей с 5 до 6 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности, лепке, конструированию, аппликации, ручному труду.
Организационно-методическое пояснение по проведению занятий с детьми 6-7 лет
Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнѐрской работы. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Курс занятий рассчитан на 2 раз в неделю, 20-25 минут, по подгруппам (10-12 человек).
Структура занятий
Мотивация детей
С учѐтом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребѐнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актѐра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных
способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов,
техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребѐнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растѐт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом – выразительное.
Презентация работ
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей
деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Организация предметно-развивающей среды в группе
Ребѐнок дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый
деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Работая по программе «Детство», девиз которой:
«Чувствовать-Познавать-Творить», считаю, что насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда является основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребѐнка. Целенаправленно занимаясь художественно- эстетическим воспитанием дошкольников, стараюсь разнообразить и пополнить развивающую среду группы:
спокойная, красивая отделка внутренних стен группы.
уголок творчества оформлен произведениями изобразительного искусства.
достаточный ассортимент игрушек, игр, наглядных пособий, разнообразных художественных и поделочных материалов и инструментов для детского дизайна (стенды-таблицы по рисованию и лепке, печати штампы, кисти разных форм, альбомы для рассматривания, природные материалы и различные виды ткани и бумаги).
имеются в наличии современные технические средства обучения (экранные, аудио-, теле-, видео и др. оборудование). организована небольшая зона дизайна и художественного ручного творчества «Страна мастеров».
так же организован для постоянных выставок стенд детских работ «Мир глазами детей».
в проекте организовать мини-музей «Дети-дизайнеры».
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника