Кружок «Мокшаночка» обучение мокшанскому языку
Программа занятий
Рабочая кружковая программа «Мокшаночка» направлена на необходимость воспитания ребенка на материале социального и природного окружения родного края, влияние на общее развитие ребенка через те условия, в котором он проживает. Изучение народного творчества, фольклора, языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и прочее.
Педагогическая целесообразность. Развивая ребенка в многонациональной
среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и доброте, формированию желания видеть неповторимость окружающей родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении, формирование познавательного интереса к языку своего народа.
Новизна кружковой программы состоит в том, что она составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.
1. «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, знакомство с талантливыми людьми.
2. «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством мордовского народа.
3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся подвижные игры.
4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом, традициями своего народа. Организовываются экскурсии.
5.Коммуникация, где дети учат понимать, воспринимать мордовскую речь. Знакомятся с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывают значение новых слов, используют в речи речевые образцы на мордовском языке.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам. В этом и есть отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским этносом и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о культуре коренного народа, родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Цель программы. 1.Пробудить интерес и стремление к общению на мокшанском языке, воспринимать и понимать его на слух. Воспитывать интерес в духе уважения к мордовскому народу, его языку, быту, традициям культуре.
Задачи программы.
• Обучающие. Учить воспринимать мордовскую речь на слух, понимать смысл и функции различных конструкций, вступать в общении друг с другом на мордовском языке.
• Развивающие. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова. Формировать фонематический слух, умение различать звуки на слух в собственной речи и речи других. Познакомить детей с грамматическими явлениями мордовского языка, необходимых для создания и построения высказываний.
Знакомить детей с мордовскими словами, объединяя их в группы по смысловому признаку, раскрывать значение новых слов.
Развивать, расширять, углублять и закреплять знания детей по истории, природе и культуре родного края.
• Воспитательные. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ.
Воспитывать культуру общения и поведения во время посещения кружка, музеев, выставок, экскурсий.
Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы 5-6 лет.
Сроки реализации этой программы.
Сроки реализации 1 года.
Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на 62 занятия в год. Занятия проводятся 2 раза в
неделю.
25 минут с детьми старшего возраста.
Формы и методы работы с детьми. Ритуал приветствия, фонетическая зарядка, словесные и дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, подвижные игры, разучивание мордовского фольклора, стихотворений, слушание мордовских песен, рассматривание, иллюстраций, беседы, рассказы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Усвоить словарь мордовских слов, предназначенный для определенного возраста.
- Понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала.
- Давать краткое описание предмета (цвет, величина, вкус).
- Уметь считать до 5.
- Знать небольшие стихотворения, песенки, потешки, считалки.
- Уметь организовывать мордовские подвижные игры.
- Знать герб, флаг Мордовии, рассказать о своем родном городе.
- Знать особенности мордовского декоративно – прикладного искусства (вышивка, орнамент, узор).
- Самостоятельно составлять узоры.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
Непосредственно образовательная деятельность кружка «Мокшаночка» имеет познавательно-речевое направление. Каждое НОД включает:
1. Ритуал приветствий: «Давайте поздороваемся». «Минутка вхождения» - для закрепления слов.
2. Фонетическую зарядку для закрепления произношения сложных звуков» - льх, рьх, льхть, рьхть и т д.
3. Сюрпризные моменты: приход игрушек, куклы - мордовочки, сказочных героев.
4. Загадки.
5. Разучивание прибауток, потешек, песенок, стихотворений, считалок.
6. Беседы познавательного характера.
7. Дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.
8. Чтение произведений мордовских писателей.
9. Рассматривание иллюстраций.
Для успешного решения образовательно-воспитательных задач необходимо, чтобы у детей в начале изучения программы вызвался интерес к изучению мордовского (мокша) языка, создать эмоциональный настрой. Для этого мы знакомим детей с историей, культурой, природой своего родного края. Следующий этап изучения мордовского (мокша) языка включает в себя задачу: выучить заданный материал по данной теме, закрепить речевые образцы и словарь на мокшанском языке. В конце занятия предусматривается разучивание мордовского фольклора и мордовских подвижных игр.
Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия. Тщательно подбирается материал для чтения произведения мордовских писателей.
Подготовительная часть по продолжительности занимает 5 минут, имеет свои задачи:
1. проводится текущая проверка пройденного материала
2. пробуждается интерес у детей к изучению мордовского (мокша) языка.
Для решения этих задач в подготовительной части используются следующие методические приемы: приветствие, фонетическая зарядка, сюрпризный момент, загадывание загадки, беседа.
Основная часть занимает 12-15 минут и содержит следующие задачи:
накопление определенного словаря;
формирование грамматического строя речи;
формирование навыков речевого общения;
познавательное развитие детей.
Для этого с детьми проводятся игровые ситуации, дидактические и словесные игры, вопросно-ответная беседа; ведется работа с предметными и сюжетными картинками с иллюстрациями, используется демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, дидактические куклы и предметы соответствующие изучаемой теме.
Заключительная часть занимает 3-5 минут.
Основными задачами являются: закрепление в разговорной речи детей лексического материала по определенной теме на мордовском (мокшанском) языке; с помощью мордовского фольклора развивать разговорную речь детей; с помощью мордовских подвижных игр развивать двигательную активность детей.
Каждое занятие имеет свою оздоровительную направленность и включает в себя:
1. Упражнения и подвижные игры для освоения техники основных видов движений.
2. Упражнения на развитие равновесия и координации.
3. Дыхательная гимнастика.
5. Точечный массаж и самомассаж.
Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Подбирается материал в соответствии с темой занятий.
Материально-техническое обеспечение
кружка «Мокшаночка»
Методическая литература:
1. Уроки мокшанского, эрзянского. Н.Б. Голенков – С, изд. Дом «Писатель».
2. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»): пособие для дошк. образов. учреждений РМ / авт.-сост. Е.Н. Киркина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.- 352с.
3. Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор» и музыка композиторов Мордовии): Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. за выпуск Ю.А.Мишанин; ред. текстов А.Д. Шуляев; ред.. О.О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257с.
4. Валдоня (Светлячок)
Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – 108 с.
Печатные издания:
1. Мордовское декоративно – прикладное искусство в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. ФГОУ ВПО «Мордовский государственный институт им. М.Е.Евсевьева, г. Саранск, Бурляева О.В.
2. Древняя мордва, Саранск, издательский центр ИСИ МГУ имени Н.П.Огарева, Виктор Вахляев,2007
3. Художник радости Федот Сычков, Н.Осянина, Саранск, Фонд «Открытая Мордовия» Мордовский республиканский музей
изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзя, 2010
4. Саранск – столица Мордовии, Саранск издательский центр ИСИ МГУ имени Н.П. Огарева 2007
Альбомы:
«Мордовская национальная одежда»,
«Достопримечательности города Саранск»,
«Мордовский фольклор»
«Мой край, Мордовия моя»
«Заповедники Мордовии»
Демонстрационный материал:
Предметные картинки
Сюжетные картинки
Картотеки:
«Мордовский фольклор»,
«Мордовские подвижные игры»
Дидактический материал
Стилизованные матрешки
Куклы в национальном костюме
Флаги: российский, республики Мордовия
Предметы декоративно-прикладного искусства
Предметы домашней утвари
Мордовские костюмы в иллюстрациях и др.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника