Кружок «Художники – экспериментаторы» (нетрадиционные техники рисования»)
На занятиях дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, многообразием материалов, используемых в изобразительной деятельности, овладевают техническими навыками нетрадиционного рисования, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Программа занятий
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, Она создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития творческих способностей, художественного мышления. Занятия по программе кружка направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Реализация программы опирается на принципы развивающего обучения, процесс которого построен в увлекательной игровой форме.
Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Они неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Каждый ребёнок имеет возможность активно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Новизна программы
Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи информации. Но этого недостаточно для развития творческих способностей. Данная программа имеет инновационный характер, так как в системе работы используются природные, бросовые, бытовые предметы в качестве художественных материалов, нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, что способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, является источником детской фантазии, творчества, самостоятельности. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все сложнее, она требует от человека не привычных действий, а творческого, гибкого мышления. Поэтому, становятся востребованными личности, обладающие способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.
Проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности, так как прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества.
А изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Она позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции; создаёт атмосферу непринужденности, открытости; содействуют развитию инициативы, самостоятельности; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — само выражаться.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Цель и задачи:
Цель: развитие у детей творческих способностей, художественного мышления через использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей способам нетрадиционной техники рисования;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- учить детей выражать своё творческое начало, собственное «Я» через реализацию своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства;
- формировать целостную картину мира, художественный вкус, эстетическое восприятие окружающей действительности.
Развивающие:
- развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, старательность, самостоятельность, организованность;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Отличительные особенности.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей, и последующим обучением.
Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощряет и поддерживает детские творческие находки.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения способствует развитию детского интеллекта, творческой активности ребенка, учит нестандартно мыслить, экспериментировать. Это увлекательная, завораживающая деятельность, дающая детям возможность думать, пробовать, искать, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования – это настоящий толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Нормативно-правовая база
Данная Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID -19)»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
- Устав МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида».
Программа кружка рассчитана на детей от 6 до 7 лет и составлена в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов детей и заявления родителей.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
При составлении данной программы учитывались основные принципы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (содержание программы, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню развития детей);
Принцип постепенности, последовательности и систематичности (в начале учебного года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому);
Принцип наглядности (повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочного усвоения знаний)
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).
Возрастные и индивидуальные особенности детей
От 6 до 7 лет
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год и направлена на работу с детьми от 3 до 4 лет, два занятия в неделю, продолжительностью – 20 минут
НОД проводится во второй половине дня.
Включают в себя теоретическую часть с показом образца действий, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.
Списочный состав группы – 12 воспитанников.
Количество занятий в подготовительной группе:
В неделю |
2 |
В месяц |
8-9 |
В год |
58 |
Основные этапы реализации:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Формы и режим занятий
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала с учётом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно – продуктивной деятельности
Методы, используемые в работе:
1. Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
2. Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, создание ситуаций успеха, решение проблемной ситуации);
3. Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
На занятиях традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Теоретические знания даются в начале занятия, потом следует практическая часть, завершается занятие просмотром и анализом работ.
Интеграция ОО
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
«Познавательное развитие»: дидактические игры, беседы художественно – эстетической направленности и др.
«Речевое развитие»: чтение художественной литературы – стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки.
«Социально – коммуникативное развитие»: решение проблемных ситуаций, воспитание доброжелательности, отзывчивости, ответственности, желания участвовать в совместной трудовой деятельности, бережного отношения к материалам и инструментам;
развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
«Физическое развитие» - физкультминутки, пальчиковые, подвижные, дидактические игры.
«Художественно – эстетическое развитие»: прослушивание музыкальных произведений.
Предполагаемый результат:
- Развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия, цветовосприятия, внимания, воображения;
- Расширение и обогащение художественного опыта;
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- Приобретение ценного опыта творческого воплощения замыслов;
- Освоение техники нетрадиционного рисования.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Формы подведения итогов
Реализация задач кружковой работы отслеживается в ходе проведения открытых занятий, мастер – классов, выставок, педагогического диагностирования, которое проводится в начале и конце учебного года.
Анализ диагностики является показателем эффективности кружковой работы.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника