Кружок «Грация» корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста.

Программа занятий

Дополнительная образовательная программа «Грация» (корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста) физкультурнооздоровительной направленности разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726- р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмо от 1 апреля 2015 года № 19- 2174/ 15- 0-0 "О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности", Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. №16 « Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.43598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID -19)»

При разработке дополнительной образовательной программы были использованы: 1) Программа «Остров здоровья»/ автор Е.Ю. Александрова. 2) Пособие «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ», автор Кузнецова М.Н.

Новизна дополнительной образовательной программы «Грация» (корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста) заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно- эстетическое), как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Актуальность и педагогическая целесообразность подтверждает статистика показателей здоровья: 1.Физиологически-зрелыми рождаются не более 14% детей. Это означает, что ребенок, пробыв 40 недель внутриутробно, не успел завершить все стадии своего развития и после рождения еще не готов к жизни. 2.25-35%детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки и хронические заболевания. 3.90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии»: они еще не знают, что больны и считают себя здоровыми. Только 8-10% можно считать действительно здоровыми. В 3-4 раза сокращается количество здоровых детей за время пребывания в школе. 4.До 95% взрослого населения страны относятся к «третьему состоянию», а 5%- хронически больны. Анализ физического и психического самочувствия детей выявил тесную взаимосвязь между их возрастными характеристиками и состоянием здоровья: чем старше возраст, тем чаще отдельные недомогания, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе. Позвоночник – это костный стержень, состоящий из 33 – 34 позвонков, соединенных маленькими эластичными хрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков. Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержание позвоночника в его физиологических параметрах. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Здоровое дыхание очень важно для сохранения здоровья детей. Использование дыхательной гимнастики, как средства оздоровления в разработанных комплексах создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Игры малой подвижности и упражнения на релаксацию благотворно влияют на психическое, эмоциональное состояние ребёнка. Разработанная программа позволяет развивать ребёнка, его двигательную активность и укреплять защитные силы организма. Способствует нормализации осанки и плоскостопия, повышению жизненного тонуса. В разработанных комплексах корригирующей гимнастики за счёт движений конечностями и дыхательных упражнений, нормализуются восстановительные функции организма. Срабатывает связка: « движение – способность к обучению – движение». Только регулярные занятия, четкое выполнение разработанных комплексов, рациональная дозировка упражнений помогут достигнуть желаемого результата. Правильно сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохранятся и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Цель: укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей.

Задачи: -Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни. - Развивающие: развивать двигательные способности детей и физические качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость). -Оздоровительные: содействовать профилактике заболеваний опорнодвигательного аппарата. - Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности, воспитывать потребности в здоровом образе жизни, положительные черты характера, чувство уверенности в себе. - Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от уже существующих «Грация» (корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста): в программе применена комбинация методик детского фитнеса: - ритмическая гимнастика, - элементы силового тренинга и суставной гимнастики в сочетании с оздоровительными технологиями: дыхательная, пальчиковая, звуковая гимнастики; релаксация, элементы психогимнастики; гимнастика для глаз; игротерапия, музыкотерапия, с использованием массажеров.

Материал и оборудование Гимнастические палки, мячи, мячи массажные, индивидуальные коврики. Возраст детей, на который рассчитана данная образовательная программа 5-7 лет. Возрастные особенности детей 5-7 лет Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок:  Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.  Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.  Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.  Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.  Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35— 40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.  Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Принципы взаимодействия с детьми:  сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;  постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;  исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;  сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;  каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом. Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Грация» (корригирующая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста) рассчитаны на один учебный год. С периодичностью занятий два раза в неделю. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Формы и режим проведения занятий Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 минут. Занятия проходят с группой детей (12 человек), поскольку данная программа предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку. К занятиям допускаются дети, посещающие МДОУ «Детский сад 20», по заявлению родителя. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема); - групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение различных подвижных игр). Ожидаемые результаты и способы их проверки разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста; коррекция и профилактика нарушений осанки, профилактика плоскостопия. У детей сформированы: правильная осанка в различных исходных положениях, правильная координация движений, силовая выносливость мышц живота и спины, навык «мягкого» бега, правильность выполнения упражнений в равновесии, правильность ходьбы в сочетании с дыханием, умение удерживать тело в нужном положении. Реализация задач кружковой работы отслеживается в ходе педагогического диагностирования. В начале и конце учебного года проводится диагностика уровня подготовленности дошкольников, составляется мониторинг воспитанников. Отслеживание качества двигательных навыков по выполнению детьми основных видов движений помогает определить уровень физического развития каждого ребёнка и составить план индивидуальной работы. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы мастер-классы, публикации на сайтах интернета. Работа с родителями: Родители интересуются работой в кружке. Они могут посетить мероприятие, посещают занятия в дни открытых дверей. Работа с родителями проводится через: индивидуальные беседы, дни открытых дверей, совместные мероприятия детей и родителей, анкетирование, консультации, фотовыставки, оформление папокпередвижек.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie