Кружок "Читалочка"

Программа занятий

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении года и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы. Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации.

Направленность. Дополнительная образовательная программа «Читалочка» – социально-педагогической направленности. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, решает задачи речевого развития и обучения чтению, способствует общему развитию будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 

Новизна дополнительной образовательной программы. Новизна и оригинальность программы состоит в том, что в соответствии с основными принципами деятельностного подхода дополнительной образовательной программы «Читалочка» включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, с участием сказочных персонажей, где варьируются различные виды заданий, выполняемые парами, группами, индивидуально, что позволяет не только отойти от учебной модели образовательной деятельности, но и добиться высоких результатов в обучении чтению.

Актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. 

Цели и задачи дополнительной образовательной программы. Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.

Задачи программы:

Образовательные:  Формировать и развивать фонематического слуха;  Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;  Знакомить со слоговой структурой слова;  Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;  Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;  Расширять словарный запас детей;  Знакомить с графическим изображением буквы;  Учить соотносить звук и букву;  Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;  Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;  Подготовить руки ребенка к письму;  Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).

Развивающие:  Развивать слуховое восприятие;  Развивать графические навыки;  Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;  Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:  Воспитывать умение работать;  Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;  Воспитывать усидчивость;  Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий. 

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Читалочка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальное практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями. Развитие речи идёт параллельно с обучением грамоте. Одновременно ведётся подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на занятиях, подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение. 

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа предложена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста - с 6 до 7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) Решением педагогического совета ежегодно устанавливаются сроки реализации дополнительной образовательной программы «Читалочка». В связи с этим реализация программы «Читалочка» осуществляется в течение одного календарного года с 01 октября по 30 апреля и рассчитана на 1 год обучения. 

Формы и режим занятий. Образовательная деятельность организуется в виде занятий. Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во второй половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель). Количество детей - 12 человек. 

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Должны знать: - термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, слог, слово); - отличительные особенности гласных и согласных звуков; - гласные и согласные звуки; - твёрдые и мягкие согласные, букву для обозначения мягкости согласных (И). - алфавит Должны уметь: - достаточно отчетливо и ясно произносить слова; - правильно произносить звуки и соотносить их с буквами; - выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения;

Подготовительная к школе группа - владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; - свободно читать слоги и трё хбуквенные слова, плавно читать по слогам; - правильно согласовывать слова в предложении; - понимать смысл прочитанного; - составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т. п. ; - ориентироваться на странице книги; - правильно использовать предлоги. Воспитательные результаты: - испытывать интерес к процессу чтения; - проявлять любознательность; - испытывать желание помогать сверстникам в процессе обучения.

Промежуточная и итоговая аттестация проходит в форме педагогической диагностики. Педагогическая диагностика в рамках данной программы направлена на определение уровня развития фонематического восприятия детей и сформированности навыков чтения. Диагностическое исследование навыков чтения проводится по 4 критериям: скорость чтения, способ чтения, правильность, понимание смысла прочитанного. Результаты диагностики фиксируются в таблице результатов педагогического мониторинга. На основе полученного осуществляется анализ продвижения детей по программе и достижений ими прогнозируемых результатов. Текущий контроль осуществляется в течении учебного года. Для определения уровня развития детей по программе выделены соответствующие показатели. При оценке показателей ребенку присваивается 0,1,2 или 3 балла, соответствующих особенностям выполнения заданий ребенком. Оценка заданий: 0б. – ребенок не выполняет задания 1б. – ребенок выполнил задание частично, допустил более двух ошибок, использовал помощь взрослого 2б. – ребенок выполнил задание самостоятельно в полном объеме, допустив 1-2 ошибки 3б. – ребенок самостоятельно правильно выполнил задание в полном объеме Баллы заносятся в таблицу результатов педагогической диагностики детей. Итоговый результат определяется суммой набранных баллов. 3.10. Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Для контроля знаний воспитанников дополнительной образовательной программы «Читалочка» предусмотрены следующие мероприятия: -открытое занятие для родителей; Воспитатель дополнительной образовательной программы проводит консультирование родителей по итогам диагностики (По запросу родителя (законного представителя))

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie