КРУЖОК «Мы -изобретатели» Опыты и экспериментирование.
Программа занятий
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Дети дошкольного возраста ярко проявляют любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробель в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети любого возраста (3-7 лет) еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если...» Приобретая личный опыт, дети с 4-х лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следят за соблюдением правил безопасности совершенно неспособны. Старшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Цель работы с детьми 6-7 лет: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи: Образовательная: помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Развивающая: развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
Актуальность программы: заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Новизна программы: – в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; – в создании специально организованной предметно-развивающей среды. – способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Практическая значимость программы Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Процесс строится самим ребёнком, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем. Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети: – самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; – учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; – приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; – развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); – развивают системное мышление.
Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов: Принцип научности: – подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. Принцип доступности: – построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; – решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; Принцип систематичности и последовательности: – обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; – повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; – формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: – реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; – обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип целостности: – комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно – экспериментальной деятельности; – решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип активного обучения: – организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; – использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: – предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: – получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (дети подготовительной к школе группы).
Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми предполагает: 1. Закрепление умения использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. 2. Установление функциональных связей и отношений между системами объектов и явлений, применение различных средств познавательных действий. 3. Самостоятельное использование действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. 4. Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. 5. Развитие умений детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. 6. Умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательноисследовательской деятельности. 7. Развитие восприятия, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. 8. Привлечение внимания к проблемным ситуациям, развитие творческой активности в экспериментирования (поиске вариантов решения проблемы, сборе материала). 9. Развитие познавательно-исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, определение способов проверки, достижения и обсуждения результатов). Алгоритм организации детского экспериментирования 1. Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. 2. Предлагает различные варианты ее решения. 3. Проверяет эти возможные решения, исходя из данных. 4. Делает выводы в соответствии с результатами проверки. 5. Применяет выводы к новым данным. 6. Делает обобщения. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Роль педагога во время проведения занятия - экспериментирования 1. Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка. 2. Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам. 3. Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность. Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления. 5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. 6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. В реализации данной образовательной программы участвуют дети дошкольного возраста: (дети подготовительной к школе группы). Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы: в течение трех учебных лет.
Реализация данной дополнительной образовательной программы рассчитана на три этапа: Этапы реализации программы:
Первый этап: подготовительный этап 1. Разработка процедур реализации рабочей программы. 2. Подбор учебно-дидактического и методического материала по сопровождению Программы. 3. Составление перспективного плана со структурой этапов, сроков и распределением задач. 4. Входящий мониторинг уровня знаний дошкольников. Второй этап: Практическая реализация программы 1. Внедрение авторского проекта. 2. Разработка консультаций, памяток для родителей, обеспечивающих эффективность реализации Программы.
Третий этап: Аналитика эффективности реализации программы в реальной социально-образовательной практике 1. Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами. 2. Обобщение опыта работы по Программе и его презентация на родительском собрании.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника